Вьетнам

7. «ВСЕ ЗА ОДНОГО - ОДИН ЗА ВСЕХ»

что была Сухаревской площадью в Москве, а той, что отравляла душу человека. Далеки наши страны друг от друга, и живут они по-разному, но когда заходит речь о коренных социальных процессах, то с неизменной последовательностью всплывают близкие общие закономерности...

А вечером мы допоздна толковали с нашими инженерами, работающими на этом заводе. С какой страстью говорили они о тех практических проблемах, что ежедневно и ежечасно встают перед коллективом завода, который учится жить и работать по-новому. Сколько искусства — не только технического, но и педагогического — нужно, чтобы убедить своих коллег, привыкших работать по формуле: завод— хозяйский, труд —мой; моя задача — получить побольше, а труда отдать поменьше.

В таких делах прежде всего решает сила примера: возможность наблюдать за старательными советскими специалистами, которые никогда не оставят недоделанным начатое дело, никогда не пройдут мимо брошенного кем-то куска металла, не подобрав его, никогда не позволят себе прилечь где-нибудь в уголке в невыносимо жаркий час, как это принято в тропиках, чтобы перевести дух: «Отдыхать будем дома!»

...Встречи — самые разные и всегда поучительные — происходили в необычайно быстром темпе с утра до вечера. Успели мы побывать и в порту Хошимина, где день и ночь кипит работа,—у причала стояли океанские суда  многих стран, и среди них восемнадцатитысячный сухогруз «Ижора». Капитан этой громадины Борис Александрович Макаров рассказывал нам, что он только что доставил из Одессы оборудование, кабель, асбест, сульфат; заберет здесь груз — консервированные ананасы, ликёры, готовую одежду.

Рядом грузилось другое советское судно — «Лениногорск», к его борту один за другим подкатывали грузовики с ящиками медикаментов местного производства; шла погрузка судов под польским, либерийским, французским и иными флагами, нескольких японских сухогрузов.

— Грузооборот быстро растет,— рассказывал сопровождающий нас один из руководителей порта товарищ Нгуен Ти Конг.— В 1978 году он составлял всего два миллиона, а в 1980 году уже три миллиона тонн, В порту работают четыре тысячи рабочих, но все равно мы не поспеваем вовремя закончить выгрузку и погрузку, ведь половину работ пока приходится выполнять вручную. В Хайфоне, где я работал до этого, легче: там уже семьдесят процентов работ механизировано, и шесть-семь тысяч докеров и такелажников довольно легко «обрабатывают» суда. Надеюсь, что и здесь мы сумеем усилить механизацию...

Еще   один   визит, совершенно непохожий   на все,   что мы видели до сих пор,—-в Технико-педагогический институт. Само название его как-то сбивает с толку:  кого    и чему здесь учат? Оказывается, все обстоит очень просто: стране  нужны люди  технически грамотные и  способные готовить    кадры самого разнообразного  профиля.   Сюда поступают юноши  и девушки  с двенадцатилетним  средним образованием общего профиля, и в течение пяти лет они постигают премудрости  технических наук    и    одновременно изучают педагогическое мастерство...

Через пять лет студенты становятся специалистами по машиностроению, по эксплуатации и ремонту автомобиля, по энергетике, по теоретической механике, черчению, промышленной электронике... Некоторые факультеты рас

Оглавление